Феномен Пруста.

Наверняка вы замечали, как один запах, который вы чувствуете, моментально напоминает вам о каком-то большом отрывке прошлого, при этом мгновенно рисуя в деталях ситуацию, обстановку, голоса людей и — самое главное — вызывает эмоции, испытанные нами когда-то.

Это свойство ароматов давно известно учёным, которые ставят эксперименты и проводят исследования этой человеческой особенности, которая получила название «феномен Пруста». Несмотря на то, что особенная, волшебная связь запахов, памяти и эмоций описана многими писателями и поэтами, среди которых Бодлер, Бальзак, Уальд и Зюскинд, самым красочным, пожалуй, остаётся эпизод из романа «По направлению к Свану» Марселя Пруста, в честь которого и назван этот феномен; герой романа переполняется детскими воспоминаниями и начинает чувствовать себя в беспечно и радостно, как бесхитростный шаловливый ребёнок.

Феномен Пруста уже многие годы активно используется маркетологами. Например, если в торговом зале распылить  ароматы цитрусов и моря, мы будем считать продукты свежими. В многочисленных пекарнях и кондитерских распыляют ароматы шоколада, чтобы вызвать аппетит и желание что-нибудь обязательно купить. По слухам, даже компания Apple ароматизирует все свои гаджеты, чтобы связать покупку айфона, айпэда или макбука с особенной эмоцией (выполненные из разных материалов, все эти «яблочные» товары свержераспакованные пахнут совершенно одинаково, не так давно, одна компания даже выпустила парфюм с этим ароматом).

В быту этот феномен тоже применим. Некоторые специалисты по тайм-менеджменту, например, рекомендуют в отпуске или для тренингов использовать какой-то несвойственный для вас парфюм: нанося его потом, вы сможете вернуться в нужную вам атмосферу и своё состояние — радостно-расслабленное или наоборот активного погружения в работу.

И в общем, Зюскинд не так много и фантазировал в своём романе, парфюмерия действительно способна влиять на человеческие эмоции, но «программный код», записанный в нашем бессознательном у всех разный: запах лаванды для кого-то — это романтический отпуск в Провансе, а для кого-то таблетки «антимоль» и бабушкин шкаф. Но это скорее исключения. В рамках одного социокультурного контекста, то есть, у людей примерно одного поколения в одной стране ольфакторный шифр будет примерно одинаковый.

Осознанное использование ароматов для дома — это одно из самых интересных (помните: «Дом — самое главное место на Земле») применений феномена Пруста. Наверняка, вы замечали, что яркий запах мандаринов и хвои сразу дарят настроение праздника и погружают нас в детское искреннее ожидание чуда. Но если ёлка искусственная, а мандарины — не ваш любимый фрукт, или если дело вообще происходит в июле, вы сможете воссоздать атмосферу праздника с помощью ароматов для дома с нотами хвои и мандарина. Эту технику, в частности, рекомендуют для того, чтобы настроиться на генеральную уборку (считается, что уборка перед Новым Годом — радостнее и легче). В помещениях, где вы используете ароматы с цитрусовыми или свежими акватическими нотами будет создаваться ощущение чистоты и простора; для придания дому уюта, а людям в нём — спокойствия, можно использовать гурманские ароматы (пахнущие выпечкой или ванилью), для того, чтобы создать романтическую атмосферу, можно сочетать тёплые амбровые ароматы с яркими фруктовыми или цветочными.

Аромат дома — это и есть его атмосфера в прямом смысле, это и есть то, чем дышат находящиеся в нём люди. И правильно подобранный аромат  может не только сделать ваш дом более уютным и уникальным, но и серьёзно повлиять на настроение вас и ваших гостей.

 

Акции

Новогоднее предложение в бутиках "Нота Сердца"

Новогоднее предложение в бутиках "Нота Сердца"

Новости

Cкидка по VIP-карте на парфюмерию и косметику

Cкидка по VIP-карте на парфюмерию и косметику

Культура ароматов

История парфюмерии, часть 1

История парфюмерии, часть 1

Происхождение слова «парфюмерия» восходит к древним временам, когда жрецы воскуривали богам благовония – фимиам; само это слово произошло от «per fumum»

Читать далее ...

Agatha

Agatha

40 лет истории. 70-е «Агата» была основана Мишелем Кинью, идеей которого было создать ювелирный бренд, который занял бы нишу...

Читать далее ...

Armaf niche

Armaf niche

Armaf — бренд, созданный совсем недавно, в 1998 году в Объединённых Арабских Эмиратах, в Дубае. По замыслу создателей коллекци...

Читать далее ...